Население Океании

историческая справка

Сайт-книга

о населении океании

Книга

БРИТАНСКИЕ СОЛОМОНОВЫ ОСТРОВА

Все перечисленные группки быст­ро ассимилируются меланезийским населением.

Однако и сами меланезийцы не образуют в протекторате единой этнической общности. К ним относится много мелких этнических групп, значительно отличающихся друг от друга. Этническая раздробленность нередко наблюдается даже в пре­делах одного острова. Наибольшая степень этнического един­ства достигнута в группах Шортленд и Флорида, население которых говорит соответственно на языках моно и нггела. Идет процесс постепенного стирания языковых и этнических различий также на островах Шуазёль, Санта-Исабель (.кроме северной части последнего, где группа киа продолжает сохранять обо­собленность) и на большей части островов труппы Нью-Джорджия. На о-ве Шуазёль все большее распространение получает язык бамбатана, на о-ве Санта-Исабель — буготу, на островах группы Нью-Джорджия — два очень близких между собой языка — ровиана и марово [55, стр. 176—177, 179]. На о-ве Сан-Кристобаль продолжают сохраняться зоны этниче­ского тяготения вокруг трех основных этнических общностей острова: ароси, бауро и кахуа [114, стр. 3—5]. Значительно сложнее этническая картина на двух важнейших островах архи­пелага: Малаите (вместе с Малой Малаитой) и Гуадалканале. Пока на обоих этих островах продолжает еще сохраняться зна­чительная этническая и языковая дробность, причем если насе­ление Малаиты в ходе движения «власти масинга» и вырабо­тало сознание какого-то этно-политического единства, то на Гуадалканале трудно говорить даже об этом.

Несмотря на отмеченную сложность этнической картины Соломоновых о-вов, было бы неправильным подчеркивать лишь эту сложность и не замечать тенденций развития, которые все сильнее дают о себе знать. Известно, что культурные, хозяйст­венные, а в какой-то степени и социальные связи между различ­ными островами поддерживались уже давно. В настоящее время в связи с быстрым развитием плантационного хозяйства (на плантациях в тот или другой период своей жизни работает большая часть мужчин архипелага) плантации превращаются в место, где происходит медленное, но неуклонное сглаживание этнических различий. Широкое распространение получил язык-

гибрид — «пиджин-инглиш», который сейчас знает почти все мужское население архипелага. Придавая определенное значе­ние этому языку как средству усиления межплеменного обще­ния, нельзя, конечно, считать его лучшим «Нп§иа ггапса» для островитян. Но колониальные власти всячески противятся созданию единого местного литературного языка (например, языка нггела) для аборигенов Соломоновых о-вов [113, стр. 136], и это вызывает необходимость использовать пока «пиджин-инглиш» в качестве языка межгруппового общения. Большое значение для этнического сплочения аборигенов Британских Со­ломоновых о-вов имело также движение «власти масинга».

Все эти факторы позволяют говорить о наличии на Британ­ских Соломоновых о-вах крупного этнического территориаль­ного комплекса. Из меланезийского населения протектората за пределами этого комплекса остается пока, пожалуй, лишь насе­ление о-вов Санта-Крус, значительно отличающееся от жителей Соломоновых о-вов как в языковом, так и в культурном отно­шении. Заметно различаются между собой и аборигенные группы, расселенные на отдельных островах самого архипелага Санта-Крус (на о-ве Ндени — нелуа, на маленьком острове Треваньон около Ндени — те-моту, на о-ве Утупуа — нембоа, на о-ве Ваникоро — ваникоро). Все эти группы можно считать вторым меланезийским этническим территориальным комплексом протектората. К меланезийцам о-вов Санта-Крус можно отне­сти и ниво — население о-ва Нифилоле в соседней группе Риф. К меланезийскому населению Британских Соломоновых о-вов примыкает очень небольшая по численности группа метисов, сосредоточенная в первую очередь в Хониаре.

Помимо меланезийцев и папуасов к аборигенному населе­нию протектората относится также и несколько маленьких этнических общностей полинезийцев, принадлежащих к группе «оиШегз» и расселенных на мелких островах, примыкающих к Соломоновым о-вам с севера, востока и юга. Такими этниче­скими общностями являются луангиуа (атолл Онтонг-Джава), сикайяна (атолл Стыоарт), полинезийцы о-вов Риф (кроме о-ва Нифилоле) и о-вов Дафф, анута, или ануда (о-в Ануда), тикопиа (о-в Тикопиа), мунггава (о-в Реннелл) и мунггики (о-в Беллона). В последние годы небольшая часть тикопиа была переселена на о-ва Расселл. Помимо этих переселенцев, обосновавшихся в новом месте своего обитания в качестве