Сайт-книга
о населении океании
Идя на некоторые уступки, новозеландские власти рассматривали их как тактический ход и не отказывались от мысли при более подходящих условиях вновь вернуться к старому курсу. Постепенно активизировали свою деятельность также местные проколониалистские силы. Например, были созданы «объединенная прогрессивная партия», поддерживавшая белых плантаторов, и «рабочая партия», выражавшая по преимуществу интересы зажиточных метисов. В такой обстановке, характеризовавшейся временным равновесием сил, началась вторая мировая война.
Вторая мировая война непосредственно не коснулась самоанской территории, однако военные действия на Тихом океане оказали определенное влияние на жизнь страны. Прежде всего в Западном Самоа были сосредоточены значительные американские и новозеландские вооруженные силы. Кроме того, в условиях благоприятной конъюнктуры, сложившейся в годы войны, темпы экономического развития страны ускорились. Многие малые семьи начали вести хозяйства самостоятельно с ориентацией на рынок. Несмотря на это, основную роль все же продолжало играть полунатуральное общинное хозяйство.
Победа в войне антифашистских сил, рост во всем мире сил демократии и социализма создали для национально-освободительной борьбы самоанского народа совершенно новые, исключительно благоприятные условия. Советский Союз и другие социалистические страны выдвинули в Организации Объединенных Наций требование о предоставлении всем бывшим мандатным территориям полной независимости. Колониальным державам удалось все же оттянуть время своего ухода из этих стран и навязать взамен системы мандатов новую систему опеки.
В 1946 г. Западное Самоа стало первой подопечной территорией Организации Объединенных Наций. Однако в роли администратора этой территории по-прежнему выступала Новая Зеландия. Самоанцы энергично протестовали против навязанной им опеки. Уже в 1946—1947 гг. в стране развернулось движение за предоставление стране самоуправления [147, стр. 203]. В ООН была направлена соответствующая петиция.
Постепенно стало ясно, что опека — лишь ширма, прикрывающая колониальное господство. «Опекающая» страна — Новая Зеландия — совершенно не заботилась о развитии хозяйства и культуры на подопечной территории. Несмотря на то что земледелие являлось основой западносамоанской экономики, на развитие этой отрасли хозяйства новозеландские власти затратили, например, в 1953 г. лишь 0,82% всего бюджета. Интересно, что примерно такая же доля бюджета была затрачена на поддержание главного административного здания [277, стр. 180]. Не желая по-прежнему жить в условиях колониального режима, самоанский народ начал шаг за шагом отвоевывать у колонизаторов отнятые у него когда-то права. В 1953 г. Новая Зеландия вынуждена была согласиться на созыв «конституционного совещания», которое состоялось в следующем году. С 1 октября 1959 г. Западное Самоа получило внутреннее самоуправление [164, стр. 108]. Был создан кабинет министров. Второе «конституционное совещание», созванное в 1960 г., выработало проект конституции. В конце мая 1961 г. под наблюдением ООН был проведен плебисцит, во время которого самоанцы большинством голосов высказались за независимость и выработанную конституцию.
Официальное провозглашение независимости состоялось 1 января 1962 г. Новая Зеландия была вынуждена формально уйти из Западного Самоа. Однако, пользуясь экономическими трудностями молодого, небольшого по населению и бедного ресурсами государства, новозеландское правительство навязало Западному Самоа пресловутый «договор о дружбе». Этот договор содержит ряд условий, фактически ограничивающих суверенитет страны. Так, Новая Зеландия, согласно договору, представляет новое государство за границей и в ООН. Еще больше ущемляет независимость Западного Самоа навязанная этой стране система «финансовой помощи». В Западном Самоа сохраняется большое число новозеландских советников, занимающих важнейшие посты в органах управления. По каналам системы «помощи» стремятся проникнуть в Западное Самоа и США.
Под влиянием Новой Зеландии, десятилетиями консервировавшей социально-экономическую отсталость Западного Самоа, государственное устройство этой страны пока еще далеко от подлинной демократии. Западносамоанское законодательное собрание, состоящее из 46 членов, избирается не всеобщим голосованием, а по двум куриям: 41 члена выбирают матаи, 5 делегатов — европейские поселенцы.