Население Океании

историческая справка

Сайт-книга

о населении океании

Книга

ПИТКЭРН

193 124 125 143 147 127

1934

1941

1947 (перепись)

1951

1956

1960

1962

1963

Резкое уменьшение численности населения Питкэрна в 50-е годы XIX в. связано с переселением островитян на Норфолк; как известно, назад возвратилась лишь небольшая группа пере­селенцев. С 1934 по 1947 г. население острова сократилось в два раза, что связано с начавшейся эмиграцией его жителей. Эмиграцией же объясняется значительное уменьшение населе­ния Питкэрна в 1960— 1963 гг.

Основной район направления эмиграции — Новая Зеландия, небольшое число лиц направляются также в Австралию. К на­стоящему времени свыше 40% всех уроженцев Питкэрна живет за пределами своей родины. Эмигрируют прежде всего мужчи­ны трудоспособных возрастов, и в середине 1962 г. на острове оставалось лишь 22 мужчины в возрасте от 16 до 60 лет. Около половины эмигрантов возвращается на короткие периоды вре­мени на родину, но лиц, которые бы вернулись домой навсегда, очень мало.

Естественный прирост на острове невелик, а в отдельные годы и вовсе отсутствует. Так, в 1958 г. родилось два и умерло два человека, в 1959 г. родилось четыре и умерло четыре жите­ля острова [227, стр. 26]. Такой характер естественного движе­ния населения Питкэрна связан с недостатком молодых муж­чин на острове.

Средняя плотность населения Питкэрна сравнительно невы­сока — 24 человека на 1 кв. км.

Единственный населенный пункт острова — Адамстаун, по­строенный поблизости от северного побережья и названный в честь Джона Адамса.

Основными занятиями жителей острова являются земледе­лие и ремесла.

Поскольку начальное образование на Питкэрне носит обяза­тельный характер, неграмотных на острове нет. Тем не менее образовательный уровень островитян очень низок — средняя школа на Питкэрне не создана.

Почти все население острова (кроме учителя, миссионера и их семей, приехавших на. короткий срок из Новой Зеландии) -питкэрнцы, своеобразная этническая группа. В антропологиче­ском отношении питкэрнцы — евро-полинезийские метисы, при­чем европейские черты выражены у них несколько сильнее, что связано со спорадическим притоком на остров новых жителей европейского происхождения.

На острове распространен особый питкернский диалект анг­лийского языка, или, как называют его некоторые, питкэр-нский язык. Несмотря на то что основа диалекта бесспорно англий­ская, на его лексику, фонетику и грамматику оказал, большое влияние таитянский язык, а возможно, и другие полинезийские языки, поскольку среди прибывших на Питкэрн полинезийцев были не только таитяне, но и небольшое число выходцев с дру­гих островов восточной Полинезии. В связи с тем что. обучение на Питкэрне ведется на литературном английском языке, прак­тически все питкэрнцы умеют говорить и по-английски. Моло дежь постепенно переходит с распространенного на острове диа­лекта на диалект, близкий к литературному английскому языку [162, стр. 753].

Культура островитян на первых порах представляла собой смесь приблизительно в равной пропорции различных англий­ских и полинезийских элементов. Впоследствии европейский эле­мент усилился, и сейчас образ жизни питкэрнцев гораздо ближе к европейскому, чем к полинезийскому.

Высадившиеся на Питкэрн члены команды «Баунти» при­держивались англиканского направления протестантизма. «Пат­риарх» питкэрнцев Адаме стал на старости лет исключительно религиозным, ввиду чего религия заняла в жизни островитян весьма крепкие позиции. Это не помешало им, однако, сменить свою церковную принадлежность, и в 1886 г. после активной

деятельности американских миссионеров население острова пе­решло от англиканства к адвентизму седьмого дня. В настоящее время все коренные жители острова — сторонники этой секты.

123[4]