Население Океании

историческая справка

Сайт-книга

о населении океании

Книга

ТОНГА

Большинство сельских поселений Тонга расположено на по­бережье. Основная масса их имеет население от 150 до 400 че­ловек. Лишь три деревни насчитывают свыше 1 тыс. жителей, причем в крупнейшей из них — Муа — сосредоточено 2,5 тыс. че­ловек. На некоторых мелких островах имеются деревни, насе­ление которых не-достигает и 50 человек [150, стр. 165].

На Тонга мужчины несколько преобладают над женщинами. В 1961 г. на каждые 100 женщин приходилось 106 мужчин.

Из табл. 73 видно, что в подавляющем большинстве возраст­ных групп до 60 лет преобладают мужчины. Среди же лиц старшего возраста больше женщин.

По крупным возрастным поясам население страны распреде­лялось в 1956 г. таким образом: лица до 14 лет составляли

Таблица 73

Поло-возрастной состав населения Тонга

(по данным переписи 1956 г.) [89, стр. 226—227]

Главное занятие жителей королевства Тонга — сельское хозяйство. Оно служит основным источником существования для 96% всего населения страны (в округе Тонгатабу — для 88, в Хаапаи —99, Вавау —98%) {148, стр. 67—68].

Большинство населения Тонга грамотно. Образование являет­ся обязательным для детей от 6 до 14 лет. Преподавание ведет­ся на тонганском языке. В 1961 г. школы первой ступени посе­щало 16 тыс. учащихся, школы второй ступени — 4 тыс. [256, стр.30—31]. Для получения высшего образования молодежь вы­нуждена отправляться за границу (Новую Зеландию, Австра­лию, США).

Существующий на Тонга статистический учет, как это видно из табл. 74, позволяет составить лишь самую приближенную картину этнической структуры населения страны.

Тонганцы составляют 1вместе с евро-тонганскими метисами более 98% всего населения страны. Этот западнополинезийский

 

народ обладает высокоразвитым чувством этнического самосоз­нания. Этническое сближение тонганцев началось еще несколь­ко веков назад. Единство языка и культуры всех локальных групп тонганцев, хорошая связь между отдельными островами архипелага — все это благоприятствовало постепенной консоли­дации населения Тонга. В обратном направлении действовала междоусобная борьба крупных территориальных объединений страны за гегемонию. Однако в 1845 г. этой борьбе был поло­жен конец, и Тонга стало централизованным государством. Можно думать, что именно середина XIX в. и явилась тем пе­риодом, когда формирование тонганского народа в основном завершилось.

Колонизаторы установили свою власть над Тонга сравни­тельно поздно, кроме того, их контроль носил косвенный харак­тер. Европейцы не селились на Тонга значительными группами. Не получило широкого развития и европейское плантационное хозяйство. Эти и ряд других обстоятельств помогли тонганско-му народу сравнительно хорошо сохранить свою традиционную культуру.

В последние годы численность тонганцев неуклонно увели­чивается. В 1950 г. их насчитывалось 47,1 тыс., в 1951 г.— 48,5 тыс., в 1952 г. —49,8 тыс., в 1953 г. —51,4 тыс., в 1955 г.— 53,5 тыс., в 1956 г. —55,2 тыс., в 1957 г. —56,7 тыс. [200. стр. 119].

В культурном и языковом отношении к тонганцам тесно при­мыкают евро-тонганские метисы, которые, бесспорно, входят в тонганскую этническую общность. Метисы составляют несколь­ко более 1 %' общей численности аборигенов.

К неаборигенному населению относятся главным образом различные океанийские группы и европейцы. Океанийцы обра­зуют примерно 1% всего населения, европейцы—0,5%. Подав­ляющее большинство последних — англо-новозеландцы, англо-

австралийцы, англичане. Большинство европейского населения сосредоточено в Нукуалофе [155, стр. 8].

К середине XIX в. почти все население Тонга было обраще­но в христианство. Наиболее влиятельны в стране различные протестантские церкви (в первую очередь местные секты мето­дистского толка). К католической церкви в 1961 г. принадле­жало 9,5 тыс. человек—14,5% всего населения [200, стр. 119].